Журнал Клинок Булатный

  

Читайте в номере
 
КАК КОВАЛОСЬ ОРУЖИЕ ЕРМАКА 
 
Михаил Горелик
кандидат искусствоведения,
академик Российской академии киноискусств
 
 
 

Киноэпопея «Ермак» была последним колоссом советского кино и первым – кино российского, поэтому размах подготовки к съемкам на киностудии «Мосфильм» был необычайным. Согласно сценарию действие фильма разворачивалось на Руси и в Османской империи, в пермских владениях Строгановых и на просторах Западной Сибири. В фильме фигурировали казачьи отряды, турецкие моряки и янычары, ногайские конники, армия Кучума и ополчение сибирских народов. Все эти люди – воины. Их надо было вооружить – буквально с головы до ног. Проблема состояла в одном: ко времени начала съемок вооружением воинов Сибирского ханства специалисты еще не занимались. Меня пригласили как консультанта по костюму и вооружению всех участников кинособытий. Должен сказать, что до меня на картине уже перебывало несколько художников по костюмам. Милые дамы, окончившие текстильный институт, были неплохо знакомы лишь с русской составляющей костюмного многообразия фильма. Что касается вооружения, то оно в отечественном кинематографе по традиции прочно отделено от костюма и считается, за исключением доспехов, реквизитом (относится к совершенно другому цеху). Соединить на съемочной площадке, скажем, саблю с портупеей представляет серьезную организационную проблему. Эти вопросы находятся в ведении художника ­ постановщика и ставят перед ним практически неразрешимую задачу. Он должен, как говорится, найти то, не знаю что, и потом воплотить это на экране. Ситуация складывалась критическая. Руководство киностудии было уже близко к тому, чтобы арендовать оружие на киностудии в Болгарии, поскольку в этой стране постоянно снимают фильмы о временах турецкого ига и можно было рассчитывать только на аренду большого количества турецких костюмов и оружия. А главный упор делался на оружие, изготовленное для фильма «Хан Аспарух». Правда, основные материалы софийской киностудии относились к XVIII­XIX векам, а материалы «Хана Аспаруха» – к VIII веку, тогда как действие фильма «Ермак» датировано концом XVI века. Но деятелей отечественной киноиндустрии подобные нестыковки обычно не смущают. На все доводы они отвечают: «Мы делаем кино!», то есть за полной исторической достоверностью не гонятся. Между тем есть немало зрителей, знающих эпоху ничуть не хуже, чем авторы фильма. Тем не менее упомянутый лозунг довлел, и два миллиона у.е. за аренду костюмов и оружия, которые к снимаемой эпохе не имели никакого отношения, уже готовы были уйти за кордон.

Наконец, после долгих и утомительных переговоров студия приняла мое предложение, и я был назначен художником-­постановщиком по костюмам, мне же предстояло обеспечить изготовление полного комплекта вооружения для героев картины. Здесь мы столкнулись с проблемой научного порядка. Если вооружение казаков, турок, московитов для науки не представляло загадки, то костюм и вооружение сибирцев и ногайцев являлись подлинным белым пятном. До недавнего времени было известно лишь несколько предметов вооружения воинов Сибирского ханства. Пришлось обратиться к изобразительным и письменным источникам. Ключ к решению проблемы дал тот исторический факт, что хан Кучум сам был не аборигеном, а пришлым завоевателем и нагрянул в Сибирь со своим войском из Бухарского ханства. К сожалению, реальные образцы тамошнего оружия до XVIII века нам тоже неизвестны, но хорошо известен тот культурный круг, частью которого являлась Бухара. Конкретной удачей оказалась публикация в роскошном цветном альбоме большой серии миниатюр, иллюстрировавших поэмы Низами и выполненных в самом начале XVII века в Бухаре. По счастью, миниатюры были полны изображениями битв с множеством воинов, оружие которых изображалось во всех деталях. Сопоставить изображения с подлинными музейными образцами было уже делом техники. В результате мы получили полную картину вооружения и снаряжения воинов Кучума.

На базе знаний о вооружении той эпохи уже создавались образы конкретных героев фильма. Средствами костюма и вооружения надо было показать особенности персонажей. Для главных героев фильма  создавалось по нескольку эскизов костюмов, ведь их жизнь показывалась на протяжении десятилетий, в разных странах и ситуациях, в различные времена года. Готовые эскизы утверждались режиссером.

Затем настал самый сложный этап работы. Теперь требовалось воплотить все замыслы в металл, кожу, дерево, ткань. К тому времени у меня уже был 10­летний опыт создания реконструкций исторического оружия и костюма для музеев Советского Союза. Сложился и коллектив замечательных мастеров, с которыми я постоянно работал. Что же касается фильма, к съемкам которого мы готовились, впервые была задействована организационная схема, оказавшаяся весьма успешной. Вся ответственность за разработку реконструкции лежала на мне, поэтому я совмещал в одном лице две ипостаси – ученого­исследователя и дизайнера­художника. Готовил рабочие чертежи для создания конкретных изделий. Мастера, с которыми я работаю уже больше четверти века, – специалисты высочайшей квалификации (кузнецы, столяры, кожевники, косторезы). Перед тем как приступить к изготовлению вещи, мы самым внимательным образом изучали в запасниках музеев прототипы, которые должны были вдохновить мастеров на то, чтобы максимально точно воссоздать вещи ушедших веков.

Работа по изготовлению костюмов и вооружения заняла больше года, а съемки фильма продолжались почти три года. В тот момент экономическая ситуация в стране была нестабильной, и съемки приходилось то и дело останавливать из-за отсутствия денег. Зато актеры получили редкую возможность физически вжиться в образы своих персонажей. А наши предки были людьми далеко не хилыми. Ведь для того, чтобы научиться мастерски владеть саблями, луками, топорами, булавами, копьями, чтобы не рухнуть под тяжестью доспехов, а, напротив, быть легкими, маневренными в бою, им требовались годы и годы постоянных, упорных тренировок. Современные актеры, занятые в съемках, тоже очень старались. Вначале кое-кто падал в обморок под тяжестью доспехов, но уже через полгода, не запыхавшись даже, бегали в тулупах и полном воинском снаряжении по таежным сугробам. А это, согласитесь, и без кольчуг далеко не просто. Так что в результате на экране мы видим подлинные темп и энергию сражения, силу и порыв, гармонию мощи тренированного тела и вооружения, по весу отнюдь не бутафорского, а самого что ни на есть настоящего. По-моему, парадокс ситуации заключается в том, что бесконечная череда трудностей, преследовавших картину, привела, в конечном счете, к эффекту исторической подлинности на киноэкране, достигаемому столь редко.
 
 
 
 
 
 

Новости:
Нас читает вся Россия
Журнал «Клинок булатный» продается в 89-ти городах России, более чем в двухстах магазинах сети «Топ-книга». Подробности в разделе





«Клинок булатный» в «Крокус Экспо»
Стенд журнала «Клинок булатный» займет достойное место на 3-ей Международной специализированной выставке «Охота. Рыбалка. Отдых. Осень – 2007», которая пройдет с 20 по 23 сентября 2007 года в выставочном центре «Крокус Экспо»



Сабля Наполеона продана за 4,8 миллиона евро
Беспрецедентным результатом закончились торги в пригороде Парижа - Фонтенбло



Оружие герою
На очередном, III съезде Пермского землячества состоялась торжественная церемония вручения Строгановской премии. Представители «Клинка булатного» участвовали в церемонии в качестве почетных гостей.



«Русская выкидуха» от Ralph Turnbull

Русские выкидные ножи в начале 1990-х произвели в США форменный фурор. Новые версии от Ральфа Тёрнбулла (Ralph Turnbull)




Французские «когти» от Фреда Перрина
В серии INOX - небольших ножей для ношения на шее появилась новая модель Фреда Перрина (Fred Perrin) "La Griffe" (в переводе с французского – коготь)



Первая серийная наваха из США появится в продаже в июне
Президент американской компании Cold Steel Линн Томпсон продолжает развивать направление национальных ножей



Нестандартные решения от фирмы Boker
Новый маниклип, по мнению специалистов, близкий к идеалу 



Guppie - самый неординарный мультитул года
Columbia River Knife & Tool в этом году представила 30 новых моделей



Kilowatt - "боевой" нож электрика
Фирма SOG, известная своими боевыми ножами, в этом году представила необычный складной нож



 
© 2007 "Клинок Булатный". При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна .
Адрес редакции: 125167, Москва, Ленинградский проспект, 47, оф.922. Телефон: +7 (495) 660 73 41.
E-mail: info@klinok-blade.ru
 

 
КартаКарта